Открытие продуктового магазина – всегда хорошая идея, ведь еда – это то, что люди покупают ежедневно. Тем не менее, бизнес-процессы здесь достаточно сложны и успешность во многом определяется человеческим фактором среди покупателей. Также, влияют и другие факторы, например расположение, сервис, ассортимент, не говоря уже о качестве продуктов.
От идеи до реализации
Первая мысль, которая приходит начинающему предпринимателю – люди всегда хотят есть, поэтому нужно открыть магазин и иметь постоянный доход. Такое умозаключение не совсем верно, поскольку конкуренция в данной нише довольно высока. С открытием крупных сетей, которые есть практически в каждом микрорайоне более-менее крупного города, мелким магазинчикам приходится придумывать новые идеи, как привлечь покупателей. Кто-то устанавливает круглосуточный режим работы, кто-то делает серьезные скидки, кто-то работает с ассортиментом.
Плюсов открытия небольшого магазина в шаговой доступности к дому очень много:
· магазин находится рядом, а значит за мелкими покупками, например, хлеб, молоко, консервы, покупателям нет смысла идти в большой супермаркет;
· больше свободы в выборе ассортимента: стандартные продукты первой необходимости можно дополнить эко-эксклюзивом, что привлечет потребителя с особенными запросами в питании;
· многие поставщики сегодня имеют возможность работать с отсрочкой платежа, а также есть гибкие условия возврата товара, что позволяет работать практически без рисков.
Существуют и минусы такого бизнеса:
· конкуренция может быть достаточно жесткой;
· сложный выбор местоположения и помещения: не всегда в жилых домах есть подходящие локации;
· на первых порах придется арендовать, ведь открытие продуктового магазина с нуля всегда влечет за собой множество трат и покупка недвижимости под магазин – это уже последний этап развития.
Прежде, чем решиться, необходимо взвесить все за и против и еще раз оценить свои возможности, уже не с позиции «потребитель захочет есть - съест», а именно с точки зрения бизнеса, как такового.
Первые шаги
После того, как все грамотно спланировано, рассмотрены все варианты развития событий, в том числе и наиболее пессимистичные, можно начинать действовать. Условно процесс можно разделить на несколько этапов:
1. Поиск помещения и подготовка к регистрации.
2. Получение разрешений на торговлю.
3. Составление ассортимента и работа с поставщиками.
4. Закупка или аренда торгового оборудования.
5. Подбор персонала.
6. Продвижение и маркетинг.
Рассмотрим эти этапы подробно.
Поиск аренды помещения
Аренда помещения, а еще лучше уже бывшего на том или ином месте магазина – это самый лучший вариант на первых порах, поскольку это минимизирует финансовые риски.
Важно! Помещение должно соответствовать правилам МЧС и СЭС, поскольку при регистрации необходимо будет получить разрешающие документы от этих инстанций.
В помещениях, расположенных в жилых домах и пристройках к ним, запрещается осуществлять торговлю следующими продуктами:
· все виды рыбы;
· овощи и фрукты;
· крепкий алкоголь.
Также, в помещении магазина должен быть предусмотрен дополнительный пожарный выход, в противном случае, служба МЧС не даст разрешительной документации.
Регистрация предприятия
Для торговых точек существует всего два варианта оформления деятельности: это ИП или ООО. Если в торговой точке предполагается торговля крепкими алкогольными напитками, сигаретами, то такая форма собственности как ИП не подойдет.
Выбор кодов ОКВЭД возможно прямо на официальном ФНС. Розничная торговля продуктами питания находится в группах 52.1 – 52.27.
Что касается системы налогообложения, то это будет зависеть от исходных данных:
1. Патент доступен только ИП, торговый зал не превышает 50 м2.
2. ЕНВД – если форма собственности ООО или для ИП с площадью торговой точки от 50 до 150 м2.
3. УСН смогут выбрать предприниматели с любой формой собственностью, которые не хотят ограничиваться площадью торгового помещения.
Будьте внимательны! Некоторые формы налогообложения действуют не на всей территории России, все информацию необходимо уточнять у специалистов налоговой службы.
Для регистрации необходимо получить ряд разрешающих документов и заключить различные договора с коммунальными службами. В большинстве случаев, требуются следующие документы:
1. Свидетельство о государственной регистрации.
2. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
3. Коды Госкомстата.
4. Договор аренды либо свидетельства о праве собственности.
5. Договора с коммунальными службами, а также на вывоз мусора.
6. Заключение Роспотребнодзора (СЭС).
7. Заключение Государственного пожарного надзора (МЧС).
Подавать документы необходимо в ФНС, а записаться туда можно через официальный сайт. Зарегистрировать ИП можно через Госуслуги или же тоже в налоговой службе. Наиболее сложные в получении разрешительные документы из Роспотребнадзора и МЧС – данные службы требуют большое количество документов. Ознакомиться с их полным перечнем можно на официальных сайтах служб:
· https://www.rospotrebnadzor.ru/
Ассортимент и работа с поставщиками
На этом пункте начинается чистый маркетинг, от которого в итоге будет зависеть успешность новосозданного предприятия. Первое, что необходимо сделать в этом направлении – это понять, кто же клиент, составить карту его потребностей и оценить его платежеспособность.
Если магазин находится в спальном районе, где проживает много молодых семей с детьми, позаботьтесь о небольшом количестве сопутствующих товаров для этой категории.
Если торговая точка в более старом районе, где проживает много пенсионеров – тут должно быть все то, к чему привыкли эти люди, причем сделать товар максимально качественным, вкусным и полезным.
Магазин, находящийся в непосредственной близости с учебными заведениями, офисными центрами, другими компаниями, то можно дополнить ассортимент свежими сендвичами и кофе, так студенты и офисные работники смогут сделать хорошую выручку за счет быстрых обедов.
Самое главное на первых порах, делать ассортимент не хуже, чем у конкурента, однако не стоит соревноваться в количестве позиций с гипермаркетами. Старайтесь опрашивать ваших покупателей, чего бы им хотелось видеть у вас в магазине. Такой подход сформирует лояльность посетителей и бесплатно подарит предпринимателю массу новых идей.
Особое значение для торговой компании является выбор поставщиков. Здесь важно следовать нескольким принципиальным моментам:
· не стоит делать выбор по самым низким ценам: зачастую качество поставляемой продукции окажет вам медвежью услугу;
· всегда интересуйтесь отзывами о той или иной оптовой компании;
· если есть выход на производителей, то лучше работать с ними, так как вы исключаете лишнюю торговую наценку.
Торговое оборудование
Для открытия продуктового магазина необходимо оборудовать точку специальной техникой:
· витрины, холодильники, морозильники;
· полки;
· вентиляция;
· климатическая техника для отопления и охлаждения;
· терминалы оплаты.
Для снижения расходов на старте все оборудование можно арендовать либо заключить договор на последующий выкуп.
Работа с персоналом
Самый ответственный шаг перед запуском работы магазина – это наем сотрудников. Для небольшого магазина понадобится:
· продавец;
· бухгалтер.
Очень важно выбирать квалифицированных работников, с хорошим опытом и на максимально выгодных условиях: баланс эффективности работника и оплаты труда должен соблюдаться.
Реклама и продвижение
Для привлечения в продуктовый магазин посетителей необходимо составить стратегию продвижения, среди которых могут быть такие мероприятия:
1. Дегустации.
2. Акции и скидки.
3. Дисконтная система.
4. Доставка продуктов.
5. Создание атмосферы: аромат выпечки, кофе, свежих фруктов – все это привлекает покупателей и приводит их снова и снова.
Не стоит забывать и о правилах выкладки товаров – наиболее популярные товары должны находиться на уровне глаз.
Обязательно позаботьтесь о продвижении магазина посредством Гугл и Яндекс карт, а также используйте нативные методы рекламы, способствующие запуску так называемого «сарафанного радио».
Итог
Продуктовый магазин – достаточно сложный бизнес, в котором необходим опыт, смекалка и хорошие познания. Действуя по продуманной стратегии, магазин обязательно будет успешным!